X

Записаться на консультацию





AntiSPAM: 

Верховный суд встал на сторону пассажиров поезда

Представьте, что вы едете летом в душном вагоне. Окно из-за кондиционера не открыть, а кондиционер на остановках не работает. Что делать потному пассажиру-гипертонику?

Вопрос довольно сложный. Теоретически, кто-то должен отвечать за поддержание температурного режима в вагонах. Но кто? Проводник? Бригадир поезда? Администрация РЖД? А если кто-то отвечает, значит, если мы живем в цивилизованном обществе, должен быть договор, гарантирующий кондиционирование воздуха. А если он отсутствует? Вот и пытались две судебные инстанции найти ответы на злободневные вопросы, но даже для них эта ноша оказалась неподъемной. Пришлось вмешаться Верховному суду.

Дело было в … поезде

Семья Скачковых находилась в приподнятом настроении. Предстояло путешествие к близким родственникам в Елец. И вот в августе 2017 года они отправились в поездку в купейном вагоне поезда «Анапа – Москва». В роли перевозчика значилось АО «Федеральная пассажирская компания». На улице стояла жара. Окно в купе было законопачено, поскольку стоял кондиционер, который работал из рук вон плохо, в связи с чем температура в купе была +33 градуса. Нахождение в душном замкнутом пространстве привело к тому, что одному из пассажиров купе потребовалась помощь врача. Не удивительно, что после такого «сказочного» путешествия Скачковы накатали претензию перевозчику.

А виноватых нет

Пострадавшая от духоты семья потребовала от АО компенсации морального вреда и возврата доплаты за купе. «Федеральная пассажирская компания» не отрицала факт наличия в купе температуры +33 градуса, но объясняла, что она тут ни при чем. Известно, что все организации работают по нормативным документам, согласно которым, во время следования поезда предусмотрены плановые стоянки до 58 минут и технические стоянки, не предусмотренные расписанием. Мало ли, что может случиться с поездом: заклинило тормозную колодку, потекла тормозная система и т.д. В нашем случае, как объяснила администрация АО, «поезд находился в перестое на станции Анапа более 7 часов». Кондиционеры включаются только при наборе скорости, а на стоянках автоматически отключаются. Потому и произошел перегрев воздуха в вагонах.

Встретимся в суде!

Такой ответ перевозчика Скачковых не устроил и они подали иск в Елецкий районный суд, который требования истца удовлетворил, но частично, согласившись, что температура в вагоне не соответствовала санитарным нормам. «Федеральная пассажирская компания» подала апелляцию, и Липецкий областной суд встал не сторону АО, аргументируя это тем, что договор о соблюдении температурного режима компанией заключен не был.

Тогда семья Скачковых написала кассационную жалобу в Верховный суд, который разъяснил, что требования к данной услуге должны быть выполнены перевозчиком независимо от наличия договора. А температурный режим прописан в Санитарных правилах. Причем свою правоту должны доказывать не пассажиры, а перевозчик. Именно он должен представить суду документальные доказательства, что Санитарные правила в плане температурного режима во время поездки были соблюдены. Иначе придется отвечать. Поэтому ВС отменил решение областного суда, направив дело на пересмотр. При этом вышестоящая инстанция отметила, что избежать ответственности перевозчику удастся только в случае вмешательства в события «непреодолимой силы» (стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.д.). Однако такие обстоятельства выявлены не были.

Читайте также:
Комиссию УБРИР (Уральского банка реконструкции и развития) можно вернуть
Цифровая подпись сотрудника ГИБДД – нужна ли она при уплате штрафов
Так ли просто банку посадить заемщика в тюрьму?
Будет ли служба финомбудсменов защищать права потребителей?
Когда кредитов взято очень много – не спрячешься за пазухой у бога
Верховный суд разъяснил, как жить дешевле, снизив квартплату
Отказ в ремонте по гарантии - что делать
Единую методику (ЕМ) оценки ущерба россиянке так и не удалось оспорить в суде
Как «распилить» кредит, если супруги решили развестись
Каких изменений ждать от ОСАГО
В страховании вводится пятидневный «период охлаждения»